Simple Is Good. Making of a second album.
Съемка и монтаж Тимо Камилло
Субтитры Лиза Чепковская
Саунд-дизайн freesound.org
Оборудование: 5D Mark2, 60D, Carl Zeyss 50 1.4, Canon 50 2.8, Helious 58 2, GoPro Hero2, китайский нонейм-штатив и монопод Giotto.
00. Проект
Прошлой осенью года ребята из группы Simple Is Good попросили меня снять небольшой мейкиноф о процессе подготовки их второго альбома. Первоначально я собирался сделать небольшой инспирейтив-сет вроде того, что снимал для московского агентства Friends. Где есть лукбук-подход, романтизация лайфстайла, много деталей и отсутствие истории — вакуумный рассказ о неком идеальном мире. Но в процессе собрал небольшую историю.
01. Начало съемок.
Плана не было. Сценария не было. Представления о том, что рассказывать — нет. Первый день съемок — обычная музыкальная репетиция, куда я пришел с совершенно пустой головой. Просто снимая все то, что происходило вокруг, так, как мне подсознательно казалось будет правильным. Повезло — ребята не обращали никакого внимания и просто играли, так что я мог залезать куда угодно и снимать с каких угодно ракурсов.
Повезло, что пространство репетиционной базы очень темное, а в то время, когда там находились мы был закат и его отблески красиво ползали по стенам, лицам и отражались от поверхностей инструментов.
Тогда же я понял, что интершумов в видео не будет — слишком громко даже для стоящего в центре комнаты микрофона, который мог бы снять все естественные звуки. Альтернатива — видеоряд с эмбиентом. Что-то вроде того, что красиво получается делать у дуэта Иньяритту-Сантаоллалья (Вавилон, 21 грамм, Бьютифул).
Это красиво, но способов рассказать историю становится меньше. Отлично, значит добавлю интервью. Никто лучше самих музыкантов не расскажет историю о самих себе.
02. Интервью и рехесэл-порн.
Идею оформления интервью я взял из фильма о воркшопе Мадонны, совместив ее со стилистическим ходом портретной клиповой съемки из самого первого ролика агентства Friends.
Самая сложная часть — построить разговор в нужном ключе. Чтобы это получился рассказ о том, что является двигателем всей их жизни. Как говорил Дэвид Брукс в своей лекции Social Animal: «Сознание ищет славы и признания, а подсознание — моментов, когда исчезает граница нашего черепа, и мы растворяемся в каком-то деле или задаче. Это как когда мастер чувствует себя растворенным в своем ремесле».
Поэтому очень хотелось нащупать отсутствие этой границы между индивидуальностью каждого участника и показать наслаждение процессом игры. Хотелось чтобы ребята не просто рекламировали свой альбом, а повелись на разного рода откровения. За пару дней мы со всеми поговорили, пригласили иллюстратора Сережу Сезонова, который занимается оформлением диска, чтобы и он поделился мыслями, которые бродят в его беспокойной голове.
Снимали у Ромы и Агнии дома, на фоне белой стены, без света, с одним китайским штативом и вспомогательным микрофоном, который в результате не понадобился. Я попробовал говорить с ребятами и поодиночке и, сажая их в разные пары. В принципе, особой разницы в ходе мыслей не заметил, но момент «погоди, погоди, на самом-то деле было так…» поймал, как и хотел.
Здесь же подсняли и сцены записи и сведения в домашних условиях, здесь же показали взаимодействие иллюстратора Сережи и ребят музыкантов. Никакой постановки, это получились действительно живые рабочие моменты. В этом помогла изначальная и самая удобная позиция с отсутствием четкого плана действия — просто собери нужных людей в одном пространстве и наблюдай, не вноси коррективы, ничего не трогай, просто наблюдай. Иногда это работает, иногда нет. В этом случае повезло.
03. Эмбиент и концерт.
От момента записи первых репетиционных дней до съемки концерта прошло два месяца. В этот промежуток я посмотрел работу Саши Худоконя «Василий» о поездке российского пенсионера в Нью-Йорк для съемки на обложку журнала Эсквайр.
Понял как работать со звукоэмбиентом, понял как вырывать диалоги из общего контекста разговора, как их подавать, режиссируя при этом свое видение рассказа. Следом — «Глаз» и вообще все основные работы команды Stereotactic. Паша Карихалин — мой герой, суперский подход к подаче материала. Респект и уважуха.
Изначально планировал использовать любой подходящий трек, но потом зассал отсутствия лицензии и сделал саунд-дизайн из кусков с freesound.org.
Концерт я снимал по устоявшемуся принципу работы: не ссы и наблюдай. Немного позже, слушая мастер-класс Кристофера Дойла я услышал главный принцип кинематографа, которым он руководствуется и весь мой небольшой, но наработанный опыт попали в рамки этого изречения: «Мы учимся делать то, что можем, а не то, что хотим. Пространство учит многому, его нельзя создавать, но можно признать, что оно существует».
04. Монтаж рассказа.
Самое интересное, то самое растворение про которое говорил Брукс, у меня находится именно на стадии монтажа. У тебя уже готов определенных отснятый и понятный багаж, в рамках естественных ограничений которого и предстоит выстраивать весь рассказ.
Я разбил весь фильм на 4 части: репетиция, домашняя запись, работа над иллюстрацией и концерт. В каждой части ребята все вместе говорят на одну заданную тему. Собственно, весь рассказ о том, зачем они все собрались и почему было снято это видео, содержится именно в этих небольших двадцатисекундных диалоговых отрезках.
Я не могу сказать, что смотрел что-то определенное или снимал какие-то фишки с увиденных фильмов: смотрел в штатном порядке, но все решения — бессознательные всплывшие в момент сборки. Что я не делал точно, так это не смотрел мейкиноф-фильмы или документальные фильмы с концертных бэкстейджев. Может быть следовало, но мне показалось, что в тот момент было правильным наоборот отвлечься от тематики и сознательно ничего не копировать.
05. Постпродакшн.
На этом этапе я отдал диалоговую дорожку на обработку Роме и барабанщице Лизе, которая начала готовить английские субтитры. Сам взялся за цветокоррекцию. У меня этот процесс простой и незамысловатый.
Я перевожу главы фильма с помощью кодека Prores 422 в отдельные видео-файлы с отсутствующим звуком. В этом случае их получилось пять: четыре главы + одна дорожка с диалоговыми вставками. После, я делаю tiff-файлы с каждой из видео-глав для того, чтобы выбрать и более тонко настроить пресет перед корректировкой непосредственно видео-файлов. Делаю я это в Лайтруме.
Многим полюбились пресеты от VSCO, но мне милее Iconic Films от Really Nice Images. Как делается цветокоррекция с помощью пресетов можно прочитать в этой хорошей статье. Еж, конечно, всем хорош, но плохие кадры даже хорошие пресеты не спасут.
В этом фильме я беру за основу цветоформу пленки Rollei Digibase (судя по цвету, это эмулирование CR200 Pro). Она дает достаточно контрастные и яркие цвета, сохраняя при этом мягкую дымку. Изменяю базовые параметры экспозиции, температуры и теней. Получается контрастная и теплая картинка. Нравится. Для диалоговых кадров — реверт в b/w.
После наступает один из самых замороченных моментов — добавление субтитров. Раньше я этим не занимался, так что получил новый опыт. Здесь нужно находить правильную ритмику диалога и стараться синхронизировать то, что говорится на одном языке с тем, что пишется на экране на другом. Но все-равно, кажется, налажал. Шрифт — eurofluence bold. Он удобен для чтения, бесплатен и хорош.
Добавляю зерновой футаж, эмулирующий 16мм пленку. Для эстетики фильма вполне подходит. Мне нравятся футажи RGrain. В самую последнюю очередь титры и корректирующие слои с параметрами brightness и contrast.
06. Про то, что в итоге.
Собственно, вот весь процесс который длился несколько месяцев. Не сколько из-за самих съемок, сколько из-за внешних обстоятельств, однако в любом случае — это самый объемный видео-проект которым я занимался. А пост для того, чтобы кристаллизовать свой опыт и понять, что можно сделать проще, что отбросить и на что обратить внимание.