В том, что вы описываете есть много интересных штук: невозможность замедления (или всё же нежелания?), стыд за осознание своей ущербности и от этого потеря возможности «вдумчиво подойти к проблеме, чтобы быть более глубоким».
Давайте по порядку.
Как принять, что ты не можешь сосредоточиться и подумать. А что мешает замедлиться и как это происходит? Фантазирую, что когда вы замедляетесь или только думаете об этом, то появляются какие-то переживания, единственный способ справиться с которыми — наращивать скорость, чтобы их не чувствовать.
Если не умеете в чувства, попробуйте зайти в них через колеса эмоций (как с определением сложных вкусов в дегустациях пива или кофе). Когда ускоряетесь и не можете затормозить, открывайте колесо, смотрите на эмоции, если нужно гуглите описание и примеряйте к себе — что отзывается, что нет, насколько интенсивно.
Например, когда я чувствую, что ускоряюсь, внутри появляется щекотка нетерпения, я будто хочу что-то проскочить, переключаюсь между задачами, но не могу скоцентрироваться и бегу на месте — вероятно, я теряюсь и тревожусь.
Один из клиентов придумал потрясающую метафору, что во время такого тревожного шторма он будто бежит с кипящим металлическим чайником, который обжигает руку, но поставить или замедлиться нельзя, потому что кипяток остынет и тогда всё это вообще было зря. Получается, что он вынужден жечь руку и постоянно бегать с чайником, потому что иначе никак.
После того, как поймете, что за эмоция вас выкидывает в скорость, подумайте какие потребности за ними стоят. Например, я в момент тревоги нуждаюсь в чувстве безопасности и определенности. Мне нужно, побыть в спокойном и понятном месте, чтобы щекотка унялась.
Как поймете потребность, прикиньте, как её можно удовлетворить иначе, а не как привыкли. Например, со своей тревогой я обычно справляюсь возвратом к телу и месту, в котором нахожусь: насколько мне здесь комфортно, как сделать ещё комфортнее, понять, чем я занимаюсь и для чего. Зачем мне вообще бежать с этим кипящим чайником, как можно взять огнеупорную перчатку, чтобы не обжигаться или вообще выкинуть его к чертям, если мне это прямо сейчас не нужно.
Стыд из-за ущербности — это агрессия на себя. То есть, когда вы спешите, ускоряетесь и не можете остановиться, чтобы побыть глубже, то злитесь и бьете себя. Здесь, хорошо бы разобраться, как в примере выше: а что за потребность стоит за этим стыдом?
А в итоге всё держится на идее: «чтобы быть глубоким и вдумчиво решать проблемы, нужно замедляться». Это рабочая и хорошая идея: чтобы в чём-то разобраться, нужно действительно замедляться, чтобы замечать детали и дать себе возможность усвоить опыт. Чем медленнее и вдумчивее я проделаю какой-нибудь новый навык вроде управления машины на механике, тем больше деталей запомню.
Но эта идея работает не всегда: есть ситуации, в которых нужно действовать быстро, есть люди, которые умеют быть глубокими, оставаясь быстрыми. Помню, на одной из супервизионных групп, мы размышляли, как терапевт может делать глубокую работу, если он от природы быстрый и резкий. Да, может: повторяя одно и то же раз за разом даже на большой скорости можно замечать и переваривать важные детали.
Короче, а чего вы так уцепились за эту идею? Вспомните, бывали ли глубоко и вдумчиво в процессе, оставаясь быстрым? Если да, то как это удавалось?