«Разум и чувства» — проект хабаровских модельеров: показ трех коллекций одежды под выступление группы Simple Is Good. Его готовили 3 месяца, а я документировал, чтобы потом было что вспоминать и на чем учиться.
Расскажу о том, как снимал, откуда брал идеи и с чем проперся.
О дневниках и монтаже
Мне нравится снимать документалистику, потому что это проще игрового кино и о людях. С людьми интересно — мы все немного не в порядке: боимся, ошибаемся, иногда проигрываем, иногда выигрываем. Так чувствуешь жизнь. А проще игрового потому, что можно обойтись без сценария. Главное — уметь наблюдать, держать пару запасных батареек под рукой и беспощадно резать материал при монтаже.
Работа без сценария — спонтанность. Каждая съемка — интуитивный и случайный процесс, и это круто, потому что план обязывает, а случайность освежает. У меня истории собираются в целое только на монтажном столе — практически, «пишите пьяными, редактируйте трезвыми». Что не круто, но пока умею только так.
Правило: случайность — сила, процесс — (пьяный) мастер над результатом.
Об этапах съемки
— переговоры и задача
Любой проект начинается с вопросов: что, зачем и для кого ты делаешь. Пока задачу не поймут обе стороны, приступать бессмысленно. На тему — совет Максима Ильяхова, ответственного редактора студии Горбунова:
«Для начала я анализирую аудиторию, цель и задачи текста. Аудитория — это те люди, которым текст предназначается в первую очередь. Это те, кому мы полезнее всего в данной ситуации. Цель — это то изменение, которое произойдёт в мире читателя благодаря тексту. Задача — это то, что мы сделаем с помощью текста, чтобы добиться поставленной цели».
— вдохновение и видение
Вторая важная штука — видение. То, что японцы зовут «икигай» (生き甲斐) — причина вставать по утрам, смысл. В начале видения не было, фэшн-документалистика — новое, а без видения фальшак. Поэтому следующий шаг — поиск энергии.
Вдохновение нашлось случайно в параллельных реальностях. Два великолепных фильма: «Мечты Дзиро о суши» — о старом мастере-суши, которому 85 лет и всю жизнь он готовит суши, и фильм Тайрела Лебона «Reely and Truly» о мастерах современной фотографии. В них энергия и интересная структура. А некоторые визуальные ходы Лебона я откровенно воровал и совсем не стыдно.
Последний фильм построен на портретах, это основа — то, на чем держится вся история. И это совсем не бросается в глаза, что круто.
Без видения нет процесса, но видение — желание вставать по утрам, а не пошаговый план.
— съемки
Я придумал рассказывать историю в хронологическом порядке: откуда начинали, что делали, с чем закончили. Ключевые моменты: обсуждения, подбор моделей, пошив, вот это все. Если намечалось что-то серьезное, мне звонили, я приезжал и снимал. Вот и весь план.
В таком режиме важно быстро анализировать ценность действий и реакций. Различать что важно, а что резать. Нужно понимать отношения в группе: кто принимает финальное решение, кто за что отвечает, у кого какие обиды или недомолвки. Понимать, где игра на камеру, а где естественность. Снимать постановочные ролики с счастливой командой под бодрое инди — фальшак, а с фальшаком нам не по пути.
Во время этих съемок я начал вести дневник проекта. В нем я собирал мысли, наблюдения, список отснятого материала, наброски структуры, идеи — все, что думал о проекте и считал важным. Это сильно помогает в монтаже.
— интервью
В какой-то момент придумали интервью, а я собирался раскрывать историю съемкой без комментариев и не знал, как вести беседу в естественном русле, как показывать человека в кадре. Но потом посмотрел фильм Лебона и решился, потому что увидел, как сделать круто.
Важный урок: снимать разговоры только в моменты расслабленности и доверия обоих: оператора и интервьюируемого. Всего один разговор на камеру получился естественным, все остальные фразы и истории в фильме либо, когда герой забывал о камере, либо, когда не знал, что я снимаю. А история о концепции проекта, которую рассказывает Галина Чепковская записывалась на вторую камеру, когда она давала советы ребятам из Simple Is Good и оставалась за кадром. Случайно.
Поэтому стоит хитрить, делать так, чтобы человек чувствовал себя комфортно. В ФотоДепе на курсе Миши Доможилова у было задание — снять психологический портрет одногруппника, то есть портрет открытого и расслабленного человека. Для этого мы разговаривали тет-а-тет обо всем по 2-3 часа. Иногда получалось снять, иногда нет.
Монтаж
Собирал линейно: с чего начинали и к чему пришли. Это дневник, хронология здесь — основа. А сложность была в том, как объединить главы: истории трех модельеров, музыкальной группы и взаимодействия.
Выбрал путь от простого к сложному. Начал со знакомства с героями, объяснять как все устроено, и только потом погружал в совместные процессы, чтобы не оставалось вопросов кто все эти люди и чем они занимаются. Где-то хронология подвинулась, но смысла стало больше.
Режиссура — редактура. История фильма строится по тем же принципам, как пишется статья (почти). Поэтому для прокачки навыка рассказчика, читайте хорошую литературу и пишите.
Максим Ильяхов о том, как раскрыть мысль
Всеволод Коршунов о видах композиции сценария (ютуб)
Факапы
Первый со звуком. Писал на внутренний микрофон камеры и не учел скрип корпуса и шуршание прикосновений. Это вылезло при монтаже, потому что сразу после записи проверял уровень звука, а не качество. В результате — где-то заметно, где-то нет, а в целом — проперся, так проперся. (Сразу после купил диктофон).
Второй с историей. У меня не получилось сделать интересную историю для неподготовленного зрителя — нет яркой проблемы: ну делали и сделали. Такой фильм интересен для ребят-заказчиков, потому что дневник, и тех, кто хочет свой показ и не знает с чего начать.
Поэтому, как снимать интересные истории — открытый вопрос, но я знаю с чего начать поиск.