Прочитал — очень хорошее руководство по тому, как писать тексты с точки зрения любого структуралиста: режиссера, сценариста, редактора, проект-менеджера. Точнее даже не так — как создавать историю, а история может иметь любую форму: от музыкального произведения до графической серии на корочке журнала. Здесь я собрал наиболее емкие и универсальные цитаты, которые, как всякий хороший инструмент, пригодятся в любом деле.
Про жизнь
История — модель жизни.
Когда сознание зациклено на вызывающих ужас вопросах подсознание блокируется, однако стоит приступить к реализации профессиональных навыков и очевидных действий — появляются спонтанные реакции.
Профессионал оттачивает свои навыки до тех пор, пока интеллектуальное сознание (и усилие) не станет жизненным ремеслом (подсознательным).
Изучение неудач многое проливает на свет и учит скромности.
Характер проявляется в выборе, сделанном под давлением.
Не нужно быть рабом своих идей, а просто с головой погрузиться в жизнь.
На вершинах гор происходят великие вещи.
Эмоцию вызывает смысл. Говоря о смысле, имеется ввиду решительное изменение ценностей — от положительного к отрицательному и наоборот. В этом случае ценность обретает максимальный заряд, а сам смысл изменения трогает сердца людей.
Произнесенное вслух неизменно скрывает то, что сказать нельзя. Иначе — это все не имеет смысла.
Яркий характер отличается доминирующей особенностью и сильным противоречием: честолюбие и вина, обаятельный вор. Они должны быть связаны и последовательны.
Многие придерживаются подсознательной привычки, принимая ее за интуицию.
Китайский иероглиф «кризис» состоит из двух знаков: «опасность» и «возможность».
Про истории
Лучшие произведения не только раскрывают характер, но в процессе также меняют его внутреннюю суть в лучшую или худшую сторону.
Каждая история говорит — я верю, что жизнь именно такая.
Правда — не то, что было, а то что мы думаем о происходящем.
Дар рассказчика — преобразование самой жизни в более сильное, ясное и осмысленное впечатление.
Хорошо рассказанная история предоставляет то, чего нельзя получить от жизни, находясь в ее потоке: осмысленное эмоциональное переживание; в жизни это случается после размышлений, в историях — в момент возникновения.
История, даже если она отражает хаос должна быть целостной.
Интерес работы определяется тем, как раскрывается негативная сторона истории: в любой истории должен быть сильный антагонист.
С точки зрения аудитории понятие «добра» — суждение которое формируется на фоне отрицательного.
История — повествование, где персонажи помещаются в условия конфликта, происходящего одновременно на всех трех уровнях жизни.
Про структуру
Структура — набор событий из жизни, выстраиваемых в спланированной последовательности для того, чтобы вызвать определенные эмоции и особое мироощущение.
Событие — изменение; часть истории, где происходит существенное изменение в жизни, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью.
Сцена — действие, выраженное через конфликт, обладающее для персонажа значимой ценностью.
Сеттинг истории имеет 4 измерения: период, длительность, локацию и уровень конфликта.
Функции структуры — обеспечивать напряжение, вовлекающее персонажи в более трудные ситуации, раскрывающие их сущность, вплоть до неосознанного «я».
Если сюжет развивается так, как планировалось изначально, значит, что воображение и инстинкты не получают достаточно свободы.
Французские сцены — правило 3 единств: одна сюжетная линия, одно пространство, продолжительность совпадает с периодом, в течение которого разворачиваются все события.
Закон снижения эффективности — чем чаще делаем паузу, тем менее действенной она становится.
Момент принятия критического решения должен быть целенаправленно зафиксирован.
Чем более экономичен прием, тем большее воздействие он производит.
Про радости творчества
Писательство сродни открытию — мы редко знаем куда направляемся.
Текст — поверхностный уровень произведения искусства, воспринимаемый чувствами.
Подтекст — жизнь, скрывающаяся за поведением; ничто не является тем, чем кажется.
Саспенс — сочетание любопытства и беспокойства.
Избегать определений и описаний общего вида, или как Хэмингуэй — отказаться от латинизмов и абстрактных понятий в пользу точных активных глаголов и конкретных существительных.
В фильме «Пропавший без вести» звуки хлопающих дверей записывали с помощью ружейных выстрелов для того, чтобы подсознательно повысить напряжение зрителей.
Показывайте, а не рассказывайте
В одной из сцен Анна спускается в ресторан, где знакомится с официантом и приводит его к себе в номер, чтобы спровоцировать этим сестру. Сцена «обольщение клиентки официантом»... Как бы вы ее написали?
Вот что предлагает Бергман: официант подходит к столику и будто бы случайно роняет салфетку на пол. Наклоняясь за ней, он обнюхивает Анну с головы до ног, вдыхая ее запах. Она в ответ делает глубокий, медленный и почти бессознательный вздох. Следующий кадр: оба в номере отеля. Идеально, не правда ли? Эротично, наглядно, не сказано ни одного слова — нет необходимости.