И снова ребята спросили.
Как не браться записывать музыку, пока не дописал две повести? Как не браться снимать ролики, пока не записал музыку и не дописал две повести? Как не распыляться в стороны, а долбить в одном направлении? Каждое новое начинание кажется таким заманчивым и воодушевляющим, пока не оказывается подвешенным с остальными.
Старые дела — это, я так понимаю, проекты, в которых много шагов и их нужно регулярно пилить, иначе ничего не случится. Я не знаю «как нужно», поэтому сел в машину времени и посмотрел как и что делал я в похожих ситуациях.
Для начала вспомнил какие вообще проекты у меня были.
Доводил до конца и кайфовал
— Прочитать книгу Жадсона Брюера «Зависимый мозг»
— Снимать фильмы года 2013-17
— Делать рассылку о начинаниях
— Играть в Анчартед 4
— Проходить курс по осознанности
— Сбросить вес до нормы
Скучал и бросал
— Прочитать книгу Елены Мотовой «Мой друг желудок»
— Снимать ролики о вечеринках
— Писать серию о видеосъемке
— Играть в Андромеду
— Проходить курс по Синеме 4Д
— Научиться подтягиваться 20 раз
Теперь проанализирую зачем я это делал.
Допилил
Прочитал книгу Брюера о зависимостях и внимании, когда писал письмо про зависимости и захотел избавиться от тяги к сладкому.
Фильмы года продолжаю снимать до сих пор, потому что они помогают запечатлеть детали года — живая история. Остановился на пару недель, уже не то, история не складывается.
Рассылка о долговременных начинаниях — большой проект, за который я беру деньги, обещаю ответы на вопросы и попутно разбираюсь в себе. Тут все полезно, выгодно и кайфово.
Анчартед 4 — такой играбельный фильм, где есть режиссура, история, графика и чувства, черт их побери. Несмотря на однообразный геймплей, хотелось разузнать, к чему это все идет — зацепило.
Курс по базовой осознанности бил в конкретную боль: хотелось больше и яснее чувствовать и понять что делать с сопротивлением, рычаг которого опускался и я начинал буксовать. Как работает восприятие — это супер-интересно и избавляет от боли прямо сейчас.
Сбросить лишний вес с 98 до 88, чтобы стать легким, сильным и приятно смотреть на себя в зеркало, а то развесил пузо — мотивирует.
Не довел
Книгу Мотовой о том, как работает желудок, я пролистал, когда готовился к АМА по питанию и закрывал пробелы. Закрыл — необходимость дочитывать и интерес пропали.
Брался за ролики о вечеринках, когда только начал снимать и было все равно что: главное чтобы экшн и веселье. Когда интерес пропал — забил и ничего не поменялось.
Серию писем о видеосъемке начал, чтобы что-то регулярно писать о том, что интересно. Этот проект помогал научиться новому и избавиться от скуки. Но это новое оказалось не таким уж и важным, а скуку можно было занять и чем-нибудь другим.
Масс Эффект: Андромеда — продолжение космической рпг, ее продавали по скидке, хотелось в космос и развлечься. Геймплей — да, но, блин, почему все пластмассовые такие и не зацепило.
Курс по Синеме. Взялся, потому что хотел научиться делать эффекты для рассылки и рендерить абстрактные каверы для писем. Когда нащупал интересный ход и не смог найти причины продолжать — забил.
Научиться подтягиваться 20 раз, потому что после перекладины чувствуешь себя упругим и классным. Забил, потому что 20 — абстрактное число (например, почему не 15 или не 30?)
Это говорит о двух различиях.
Заканчивал
Знаю что и зачем мне нужно получить от этих проектов прямо сейчас: они бьют в больное, приносят конкретную пользу или избавляют от вреда.
Если их закончить раньше, то будет не очень:
— не избавлюсь от зависимости, буду кидаться на каждый пончик;
— не закончу рассылку, придется возвращать деньги и искать ответы на вопросы как-то по-другому;
— не узнаю, чем все закончится, а хочется;
— не сброшу вес, буду запыхавшимся и с висящим пузом.
Бросал
Часто брался от скуки, а когда можно было развлечься чем-нибудь новым (= более интересным), легко переключался. А некоторые задачи были проще, чем я о них думал: найти ответ на конкретный вопрос, а не прочитать всю книгу или научиться рендерить, как боженька.
Если задача от скуки, то ничего не случится, если закончить раньше. Серьезно.
Здесь важно прежде всего то, зачем я это делаю и что будет, если не делать. Регулярность, синхронизация, поиск кайфа и топлива — это штуки, которые прикладываются к вопросам «зачем» и «что будет, если не делать». Нет ответа — нет долговременных мультиков.
Чтобы все это классное-нужное-полезное встало на рельсы долговременности, нужно знать что и когда делать. То есть те проекты, которые я делаю регулярно в одно и то же время, делать проще, чем хаотичные.
Даже игры укладываются в понятную регулярность: суббота-воскресенье с 7 до 9 утра пока все спят.
Это подтверждает мета-исследование Питера Гольвитцера и Паскаля Ширана: Implemental Intentions and Goal Achievement: A Meta-Analysis of Effects and Processes
Коротко. Ученые взяли результаты 94 тестов на достижения целей и разделили всех участников на три группы.
Ребята из первой просто учились на силе воли, вторые послушали мотивационную лекцию и зарядились правильным настроем, третьи сформулировали точную задачу «я буду учить английский по тридцать минут по понедельникам, средам и пятницам в обеденных перерывах».
Из первых двух групп зарядку стали делать регулярно 30-35% участников. Из третьей — 90% ¯\_(ツ)_/¯
После всех разборов должна получиться простая формула: «Когда я сделал А, я делаю Б и получаю за это награду В».
§§§
Я понял так. Чтобы не перекидываться с одного проекта на другой, нужно:
— Знать что и зачем я делаю: какую боль это утоляет, какую пользу дает, как это вообще щелкает и отзывается внутри. Лучшая статья на тему — Людвига.
— Понимаю почему будет не очень, если захочу закончить раньше.
— Кайфую в процессе.
— Иногда просто не цепляет, и ладно. Иногда утоляешь боль в процессе и можно заканчивать раньше: например, нашел в книге ответ на интересующий вопрос, значит дочитывать не обязательно.
— Планирую и привыкаю к регулярным действиям по каждому проекту.
Но это все уже требует погружения в детали, а они в курсе: www.niceandeasy.me/marathon