Никогда не думал, что буду каждый день снимать видео, пока не я захотел остановить время. Секунда в день — про это, про остановку времени и осмысление прожитого. Идея, в общем-то, сработала — если каждый день снимать эмоционально заряженный момент, то событие из памяти кратковременной перекладывается в долговременную, и потом, при повторном просмотре вспоминаешь и визуальную картину дня, и ощущения: запахи, внутреннее состояние, звуки. Время не останавливается, но его начинаешь чувствовать. Хоть и в прошедшем времени.
Мне понравился процесс. Я уже знал, что жизнь — рассказанная кем-то история, вел бумажный дневник и знал цену заметкам о внутреннем и внешнем. Взгляд через объектив — чистое удовольствие и чувство потока. Глупо было бы не продолжать снимать. Поэтому — запущу небольшой цикл о том, как идут съемки: как искать идеи, как прокачивать ежедневную съемку, как выстраивать работу, как находить вдохновение. Это не цикл «как научиться, давайте покажу», это цикл «как учусь — может и вам пригодится».
Поиск вдохновения и интереса
Рано или поздно интерес проходит, но чтобы продолжать без него никуда. Я нашел два правила, которые помогают не скучать. В прошлом году я интересовался вопросами внимания и интереса и понял одну простую штуку: если окружить себя инспирацией, то будет правильный настрой. Так, чтобы писать задорно, я читал Хэма и статьи Ильяхова, а чтобы снимать в потоке — искал фильмы c настроением: «хотел бы я снять эту работу».
Первое правило — ориентируйся на то, что прет. Учись у того, что прет. Копируй, разбирай, препарируй. Здесь главное не приемы и идеи, а энергия сделать что-то подобное или круче. Крис Дойл, оператор Кар Вая, рассказывал, что энергию для «Падших ангелов», он брал из фильма Михаила Калатозова «Летят журавли». Посмотрите, как камера Урусевского повлияла на Криса.
UPD. Миша Петрик разобрал «Выжившего» по кадрам и нашел много дословных заимствований у Тарковского. Замечательный пример и тонкий трибьют.
Поэтому, первая практика — постоянный поиск того, что вдохновляет, прет, вкатывает. Ну вы поняли. Я начал с разбора работ интересных мне операторов и режиссеров.
Кристофер Дойл, Вонг Кар Вай и немного Джима Джармуша
Родриго Прието и Алехандро Иньярриту
Эммануэль Любецки, Терренс Малик и первая работа с Алехандро Иньярриту
Штука в том, что мозг — губка, которая ничего не пропускает. Чем больше крутых и сложных штук ты видишь, тем больше вероятность делать крутые штуки. То, что видишь чаще, то и привычнее, то и норма. Так, для ребят с Пятой площадки высший образец городского дизайна — вывески «Шаурма + Кока-Кола», а жители Неаполя ходят между стен с тысячелетней историей. В общем, избегайте «фильмов на раз», копите энергию.
С химией тела это работает так: интересные нам штуки интересны из-за новизны, риска не справиться и нейромедиатора допамина, который не про счастье, а про ожидание счастья в будущем. Просмотр интересных штук с тэгом «хотел бы я делать так же» — это работа допамина. Он помогает идти дальше и дарит ощущение награды за выполнение целей. Главное — практиковать, иначе переизбыток мечтаний создаст иллюзию того, что вы и так добиваетесь задуманного. Допамин это может.
Плавно ко второму правилу — заведите дневник практики. Каждая съемка — в дневник с вопросами, что прошло хорошо, что не очень, на что обратить внимание. Ведение дневника помогает действовать, а не мечтать, отмечать успехи и слабые места. Дневник — сила.
Чтобы было интересно:
1. Смотрите, то что нравится — это энергия
2. Разбирайте и копируйте приемы — это техника
3. Ведите дневник съемки — это практика
До скорых встреч.
UPD. Чтобы не пропускать статьи — подписывайтесь на курс о внимании. Помимо самого курса будут приходить оповещения о новых статьях на сайте. Или настройте RSS.