Начал снимать восьмой фильм года (офигеть) и поймал себя на мысли, что само по себе уже не очень-то и заводится. Вот как идея — прожить год максимально внимательно и фиксировать, чтобы потом посмотреть как все было и пережить эмоциональные состояния. Идея классная, но по инерции не летит.
Все это я уже видел, базовые приемы освоил, примерно как все пройдет знаю: поснимаю людей, пейзажи, жену и кота, там лето-дача, потом ветер, листья опадут, может сгоняем в путешествие, первый снег — и вот готов фильм. Забавно, как от желания больше запоминать и осознавать я начал снимать эту документалистику и через 8 лет пришел к тому же. Дурачок.
В то же время, понимаю, что это постепенный проект, наперед не угадаешь, жизнь меняется, каждая неделя меняется (если замечать изменения), в конце года все равно будет интересно смотреть, что было в его начале — и это будут явно другие ощущения.
Ладно.
Вопрос в том, где искать интерес, если уже вроде все это делал. У меня нашлись три ответа и они не очень универсальные, но неплохо сработали для меня. Вот так: через погружение, физуху и баню, опираясь на визуальный опыт.
Сейчас расскажу подробнее.
Погружение
Мне кажется, что интерес всегда появляется в процессе. Желание снимать просто и по инерции, это как жить по инерции без приложения внимания. Я через это проходил и мне не понравилось.
Еженедельный монтаж затягивает в процесс сильнее, чем монтаж раз в полгода, потому что помогает увидеть отснятое, изменения и немного прочувствовать течение времени. Кажется, что весь месяц живешь одним и тем же, но если пересмотреть — оказывается эмоциональный градиент нормально так меняется. И это заметно уже на монтаже, кайф.
Поэтому, если это не первый фильм, стоит погрузиться в проект и немного его пересмотреть. Пару лет назад я писал небольшую заметку «Как повысить градус интереса с 5 до 10» и вот, что там были за советы: сделать по-новому, нащупать кайф от изменения в будущем и прояснить, как именно делать.
По-новому — значит найти новый ход и точку внимания: за чем я буду наблюдать в этом году, как это снять интереснее, чей пример меня прет и разжигает интерес. Чтобы в этом разобраться, нужно покопаться в роликах-фотографиях, собрать свой мудборд — и мне часто нужно именно это, потому что в визуальном черпаю силу.
Самый простой способ снять по-новому — взять новую камеру: случайную, вхс, забытую старую, с другой оптикой, через другое приложение.
Понять кайф от изменения в будущем в результате проект — это когда я стараюсь понять, что изменится в этом году. Тут все просто: жизнь изменится, я изменюсь, окружающие изменятся, эмоциональный конструкт, через который я снимаю изменится. День сурка — кажется.
Прояснить как — это про конкретные и небольшие шаги, продумывание которых помогает легче входить в дело. До сих пор очень нравится мысль, что нам часто хватает не мотивации, а ясности. Даже после того, как мы включили ее в книгу.
В случае с фильмом этот совет сложноват, потому что за восемь лет уже сложилась система. Снимаю интересное, друзей, эмоциональное, раз в неделю монтирую, погружаюсь, смотрю, что прет. Но может он поможет разобраться с портретами, когда не всегда поднимается рука сделать это внезапно. Потом напишу об этом.
Короче, советы из поста работают: для погружения нужно сделать что-то иначе, постараться увидеть изменения в будущем и прояснить, как именно это делать.
Едем дальше.
Физкультура, баня, гедонизм
Лучшее решение в начале 2021 года — вступить в закрытый кружок любителей бани, чтобы каждый понедельник гонять на 2-3 часа и отчаянно париться. Я и так люблю баню, но именно такая регулярность подарила какое-то умиротворение и внимание к происходящему вокруг.
За все время съемки я заметил, что кадры получаются не только в путешествиях, на вечеринках и с людьми (что классно, по-новому и отличается от жизни), но и в спокойном состоянии после акта заземления. А меня хорошо успокаивают и заземляют физкультурные упражнения, баня и внимание на сенсорные чувства иначе зачем оно вообще все.
Если упростить, чем больше связь с телом, тем лучше работает передатчик осознанности, который вначале замечает происходящее вокруг, а потом помогает все это снимать. Спорт — сила.
🎙 ЛПП 51: Телесность, FKK, нюдсы, баня и шраги с продуктовыми пакетами
Опора на визуальный опыт
С одной стороны, чем дальше снимаешь, тем сложнее — потому что все это уже видел, фиксировал, быт прежний (в основном) и не интересно: газовая конфорка, завариваемый кофе, облака на небе, крупный снег на фоне уличной лампы. С другой — это же база.
Например, в первый год мне было интересно снимать какие-то простые природные явления просто от бедра — тот же снег на фоне горящей вечерней уличной лампы. Иду по улице, вижу красоту, беру камеру, снимаю как есть, получается невнятная шляпа (но с эмоциональным зарядом, что важно). Сейчас мне продолжают быть интересны те же явления, просто к съемке подхожу изобретальнее. И получается кайфовее передавать ощущения.
Поэтому на опыт можно опираться, точно будет хорошо.
А еще отметил неприятное чувство — знать, как именно хочется снимать, но почему-то этого не делать. Так у меня долгое время было с портретами: я понимал, что это, зачем, как обновит и улучшит фильм, но боялся и стеснялся. Буквально фейлил кадры на финальном шаге. И это как-то долго ныло внутри, поэтому может быть и накатывала скука.
Короче, визуальный опыт — не груз, а фундамент.
Финализируя,
— чтобы снять интересный второй (третий или дальше по списку) фильм, нужно погружение в проект;
— для меня погрузиться: понять в чем новизна, уловить кайф от возможных изменений, прояснить, как делать;
— физкультура помогает воссоединиться с ощущениями тела и настроить свои сенсоры на более качественный прием реальности;
— визуальный опыт — хорошая опора, главное не бояться снимать так, как хочется.
Кип гоинг, ананасы.